Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

жалакявичюс витаутас

Энциклопедический словарь

Жалакя́вичюс Витаутас (Žalakevičius) (1930-1996), литовский кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР (1980) и Литовской ССР (1981). Фильмы: «Никто не хотел умирать» (1965), «Это сладкое слово - свобода» (1973), «Кентавры» (1979), «Извините, пожалуйста» (1983), «Воскресный день в аду» (1988), «Зверь, выходящий из моря» (1992) и др. Государственная премия СССР (1967).

* * *

ЖАЛАКЯВИЧЮС Витаутас - ЖАЛАКЯ́ВИЧЮС Витаутас Прано (Пранович) (14 апреля 1930, Каунас - 13 ноября 1996, Вильнюс), литовский кинорежиссер, сценарист, народный артист России (1980) и Литвы (1981). Государственная премия СССР (1967). Автор фильмов «Никто не хотел умирать» (1965), «Это сладкое слово - свобода» (1973, Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве), «Кентавры» (1979), «Извините, пожалуйста» (1983), «Воскресный день в аду» (1988), «Зверь, выходящий из моря» (1992).

В 1948-1950 учился в Каунасском университете. В 1956 окончил режиссерский факультет ВГИКа (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) (мастерская М. Э. Чиаурели (см. ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович)). Дипломная работа - короткометражка «Утопленник» (1957, по новелле П. Цвирки (см. ЦВИРКА Пятрас)). Уже в этой ленте обнаружилось пристрастие Жалакявичюса к прошлому Литвы, к родной литературе, традициям национального мировосприятия. Хотя в дальнейшем сам Жалакявичюс не экранизировал произведения литовской литературы, он написал множество сценариев для других постановщиков - «Чувства» (1968, по роману «Чертов кряж» Э. Лива) А. Грикявичюса и А. Даусы, «Да будет жизнь!» (1970) Грикявичюса, «Чертово семя» (1980, по новеллам П. Цвирки) А. Пуйпы, «Факт» (1981) Грикявичюса, телесериал «Марюс» (1990, по мотивам романа «Сенокос» К. Альменаса) Й. Пакулиса при участии М. Гедриса. Эти фильмы, как и собственные ленты Жалакявичюса «Адам хочет быть человеком» (1959), новелла «Живые герои» в одноименном фильме 1960 года, «Хроника одного дня» (1963) и «Воскресный день в аду» (1988, при участии А. Грикявичюса и А. Квирикашвили), отражают волновавшую этого художника проблему самоидентификации как всего литовского народа, так и его отдельных представителей, особенно в моменты исторических испытаний.

Но режиссер не замыкался пределами Литвы. Он снимал картины о политических метаморфозах в Латинской Америке («Это сладкое слово - свобода!», 1973, главный приз Московского кинофестиваля; «Кентавры», 1979), экранизировал произведения мировой литературы, в которых анализ человеческих страстей сочетается со вскрытием подоплек поведения людей в сугубо частной жизни или в их общественно-политической ипостаси («Авария», 1974, по Ф. Дюрренмату (см. ДЮРРЕНМАТТ Фридрих); «Рассказ неизвестного человека», 1981, по А. П. Чехову (см. ЧЕХОВ Антон Павлович); «Повесть непогашенной луны», 1990, сценарий по повести Б. А. Пильняка (см. ПИЛЬНЯК Борис Андреевич), постановка Е. В. Цымбала; «Зверь, выходящий из моря», 1992, по повести «Наводнение» Е. И. Замятина (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович)). Порой чувствуя собственную нереализованность, Жалакявичюс был склонен к самоиронии («Извините, пожалуйста», 1983) или к более драматическому восприятию незадавшейся жизни (сценарий фильма «Исповедь его жены» А. Грикявичюса, 1984).

Будучи в 1961-1975 годах и все 1980-е годы художественным руководителем Литовской киностудии, он много сделал для становления национальной киношколы. В 1974-1980 Жалакявичюс жил в Москве, работал на «Мосфильме», преподавал на Высших сценарных курсах. В истории кинематографа Жалакявичюс останется как создатель лучшего литовского фильма - «Никто не хотел умирать» (1966, Государственная премия СССР за 1967 год). Элементы приключенческого жанра с идеологическими акцентами в драматическом рассказе о послевоенной литовской деревне, когда советская власть должна была покончить «лесными братьями», не мешают присутствию в фильме неоднозначного и исторически амбивалентного смысла - исходное противоречие личного и социального, индивидуальности и системы приобретает у Жалакявичюса экзистенциальную неразрешимость. Этот фильм принес всесоюзную известность целому ряду литовских актеров - Донатасу Банионису (см. БАНИОНИС Донатас), Регимантасу Адомайтису (см. АДОМАЙТИС Регимантас), Юозасу Будрайтису (см. БУДРАЙТИС Юозас), Йонасу Грицюсу (см. ГРИЦЮС Йонас), Лаймонасу Норейке (см. НОРЕЙКА Лаймонас).

Большой энциклопедический словарь

ЖАЛАКЯВИЧЮС Витаутас (1930-96) - литовский кинорежиссер, сценарист, народный артист России (1980) и Литвы (1981). Фильмы: "Никто не хотел умирать" (1965), "Это сладкое слово - свобода" (1973), "Кентавры" (1979), "Извините, пожалуйста" (1983), "Воскресный день в аду" (1988) и др. Государственная премия СССР (1967).

Полезные сервисы

жалакявичюс витаутас прано

Гуманитарный словарь

ЖАЛАКЯ́ВИЧЮС Витаутас Прано (1930-96) - режиссер и сценарист кино, работал на Литовской студии и на "Мосфильме". Преподавал на Высших сценарных курсах в Москве.

Учился в Каунасском ун-те, окончил ВГИК (мастерская М. Чиаурели) в 1956. Дебютировал в 1957 короткометражным ф. "Утопленник" (по новелле П. Цвирки). Совм. с Ю. Фогельманом поставил комедию "Пока не поздно" (1958). Первая большая самостоят. работа - ф. "Адам хочет быть человеком" (1959, сценарий Ж. и В. Сириоса-Гиры), считающийся началом нового литов. кино; первые большие роли сыграли в нем актеры Паневежского драм. т-ра: Д. Банионис, В. Бледис, С. Петронайтис, Б. Бабкаускас, А. Масюлис, реж. т-ра Ю. Мильтинис. В ф. "Живые герои" (1960, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари) Ж. - сценарист двух новелл, реж. одной и худ. рук. ф. в целом. Личность и история человека в эпоху великих потрясений - тема ф. Ж. "Хроника одного дня" (1963) и "Никто не хотел умирать" (1965, оба по собств. сценариям), продолжена в произв., построенных на ином ист. мат-ле: "Это сладкое слово - свобода" (1973, гл. приз на МКФ в Москве) и "Кентавры" (1979).

Ф. Ж. отличают напряженность действия, крупные характеры, метафоричность киноязыка. Драматургия Ж. сохраняет его почерк и в сценариях, написанных для др. реж.: ф. "Чувства" (1968, А. Грикявичюса и А. Даусы), "Факт" (1981, А. Грикявичюса). Среди пост. Ж. также т/ф "Авария" (1975, по Ф. Дюрренматту) и "Рассказ неизвестного человека" (1981, по А. Чехову); ф. "Извините, пожалуйста" (1983), "Воскресный день в аду" (1987). Автор сценария ф. "Повесть непогашенной луны" (по пов. Б. Пильняка, реж. Е. Цымбал, 1990).

Соч.: Время жить и время умирать // Экран-65. М., 1966; Разные слова об импульсах кинотворчества и о поисках живых цветов. М., 1969.

Лит.: Демин В. В. Жалакявичюс. М., 1982.

Полезные сервисы